Писанки были на Руси всегда и задолго до внедрения христианской веры.
Расписанные красками яйца так и назывались — писанками. Слово это имеет и второе значение. Писанка (на санскрите «писанга») означает «красивый, яркий». Представляете, из какой глубины веков идет этот обычай? Яйца красили по всей Руси. Наиболее красивые писанки делали в южных областях, на нынешней Украине. Сам процесс росписи писанки раньше считался магическим обрядовым действием.
Даря писанку, человек как бы говорил: вот, я желаю тебе счастья и здоровья. Были и мастера росписи по яйцам, назывались они писанкарями и имели свои секреты. Ведь научиться расписывать яйца так, чтобы люди ахали, не так уж и просто. Так что секреты берегли.
По преданиям, писанки — это звезды, рожденные Богородицей-Пчелой. Один раз в году выпадала славянской женщине великая честь представлять Богородицу на земле. В Чистый Четверг, в час предрассветный выносила она на порог волшебное пряслице и пряла шерстяную нить, вращая веретено противусолонь: вязала «завязь» — золотой зародыш жизни. Днем купала детей, пекла хлеб, а затем в теплой печи томила краски для писанок. Воду для красок брала в среду вечером из семи родников или криниц, за течением — в честь семи звезд Плеяд созвездия Тельца, где, по преданиям, обитал сам Творец. Домой несла молча, в тайне. Этой непочатой живой водой заливала сушеные травы, лепестки цветов, кору молодой дикой яблони и ставила на пару часов в печь.
Пока готовилась краска, на сыром курином яйце горячим воском с помощью косточки-вилки, взятой из петушиной грудки, писалось письмо Богу. Яйца для писанок годились лишь те, что были снесены между двумя лунными месяцами. Настоящая великоденская писанка сохраняла жизненную силу до следующего Чистого Четверга: не протухала и не высыхала.
Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сперва яйцо окуналось в желтую краску, «яблоньку», и держалось в ней в течение «трех отченашей». Каждый цвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные мрачные колобки. Их опускали в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился, и рождалась писанка, как рождается солнышко из черноты ночи.
Чтобы писанка сияла, ее смазывали жиром. Клали венчиком вокруг кулича — для Бога, на блюдо с зерном — для людей, а крашенки на проросшем овсе — то для родителей. И три свечи горели в честь Отца и Сына и Духа Святого.
Основные цвета орнамента: черный, красный, желтый, зеленый. Черная (Ряба) Курочка снесла светоносное золотое яйцо, из которого родилась Вселенная. Черна земля, сбросившая белую фату зимы. Великдень красный, Егорий — зеленый, Купала — золотой (желтый).
Писанка отмыкала сердце для любви, придавала силу плодородия, защищала от сглазу и порчи, наговоров, болезней, стихийного бедствия, бедности, даровала красоту и богатство, надежду на счастливое замужество и урожай. Ее держали в доме, как икону. Дарением писанки скреплялось родство. Через писанку шла передача душевного тепла от человека к человеку, шла передача священных знаний от поколения к поколению. Продавать писанку — непростительный грех, даровать — значило честь оказывать.
Сегодня мы просто опускаем яйцо в краску или в лучшем случае делаем на нем красочные разводы, а раньше яйца расписывали символами, геометрическими фигурами — магическими знаками. Отбирали яйца для писанок очень строго. Не допускались не только некрасивые по форме или окрасу яйца, нельзя было даже брать яйца от старой птицы — только от молоденьких здоровых курочек, и яйца должны были быть оплодотворенными.
Сначала скорлупу обезжиривали и протравливали, для чего использовали уксус или квасцы, а потом яйца погружали в краску, в основном растительную. Расписывали яйца специальным писачком — приспособлением с полостью внутри. Использовали пчелиный воск, белые салфетки для полировки яиц. Каждая хозяйка готовила кисти самостоятельно: это могло быть полое перышко птицы, обрезанное сверху, соломина, трубчатая косточка петуха, прикрепленная к деревянному держателю.
Начинали красить яйцо с желтой краски, которую называли «яблонькой», потому что делали из корней молодой яблони, потом красили красной краской и завершали окрашивание черной краской. Между этапами крашения каждый новый слой записывался воском, чтобы сохранить задуманный рисунок. Последний слой требовал наиболее интенсивного окрашивания, и яйца держали в краске 14 часов. Потом, вынув из краски готовое яйцо, его бережно протирали, полировали белой полотняной салфеткой, стирая восковые слои.
Крашеные яйца хранили на самых заметных в доме местах: ставили их на полочки, клали под иконы, а то и гирляндой иконы обвешивали. На протяжении всей пасхальной недели соседи и родственники ходили друг к другу в гости и дарили свои писанки.
Писанки — не единственный вид магических яиц, распространенный в те времена. Есть еще одна разновидность, называемая «крашенки». Эти яйца варили вкрутую, красили в какой-либо цвет и торжественно съедали на рассвете пасхального воскресенья. Название «крашенки» происходит от слова «красить», а «писанки» — от слова «писать» (то есть расписывать, наносить узоры). Крашенки сварены вкрутую и предназначены для еды, в то время как писанки оставляют сырыми, чтобы сохранить их магию плодородия.
Крашенки красят в один-единственный цвет, обычно в красный, а писанки покрываются рисунками и окрашиваются в разные цвета.
Существуют разные виды таких яиц:
Крашенка — одноцветное.
Крапанка — с однотонным фоном, на который нанесены пятна, полоски, крапинки.
Дряпанка — яйцо, на котором после окрашивания был процарапан узор металлическим острием.
Малеванка — яйцо, расписанное своим придуманным узором.
Писанка — яйцо, раскрашенное орнаментальным или сюжетным узором в соответствии с традиционными образцами, которые передаются из поколения в поколение. На холодном яйце выводят узоры горячим воском, потом погружают его в разведенную краску. Затем делают новый узор воском и макают в другую краску, и так далее. Когда все узоры нанесены, воск удаляют.
Яйчата — яйца из дерева, фарфора, бисера, глины и т. д.
Писанки — это магические амулеты, дарующие защиту и плодовитость. Бездетной женщине дарили писанку с изображением курицы.
Чтобы получить обильный урожай, в первую и последнюю борозду поля закапывали яйца с изображением пшеничных колосьев и земледельческим орнаментом. Для защиты от пожара в дрме хранили писанки с голубым и зеленым орнаментом в виде меандра.
Если пожар все-таки разгорался, писанки обносились вокруг него, чтобы не дать огню распространиться.
Крашенки тоже имели магическое применение. Основной их задачей было исцеление путем переноса. Больной носил такое яйцо на шее подвешенным на нитке, и оно впитывало в себя хворь. Чтобы предотвратить заражение крови, нужно было коснуться человека освященным яйцом. Яйцо, положенное под улей, не давало пчелам покинуть его и увеличивало медоносность. Перед засевом поля в него закапывали яйцо, завернутое в зеленый овес, в качестве амулета плодородия. Когда строился новый дом, над дверными проемами вешали амулеты из красных крашенок, украшенных кисточками из пшеницы, чтобы умилостивить духов, которые могли быть потревожены, а фактически — попросить их о защите.
Известный исследователь писанки действительный член российского императорского географического общества С.К. Кулжинский оставил нам сведения об оренбургской, самарской, уфимской, тульской, кубанской, воронежской писанке. В конце XIX века помещица Е. Скаржинская собрала для своего этнографического музея в Лубнах более 2000 писанок и среди них — курские, из великорусских деревень, красоты необычайной и очень тонкой работы. Славянина можно узнать по писанке, как по родимому пятнышку. Ее уже пишут в Сибири и на Урале, в Ярославле и Твери, в Москве и Санкт-Петербурге…