Каналы восприятия
Многие начинающие студенты начинающие обучаться на 1 курсе Академии «Человек-Творец» жалуются на то, что на занятии не могут видеть все, как в кино.
Особенно, когда в группе кто-то видит хорошо и рассказывает все так плавно «будто реченька журчит». Хочется тоже таких же ощущений, а если их нет, то приходит разочарование. Не самое приятное состояние, увы.
Что же делать?
Прежде всего уяснить, что все люди разные и все воспринимают информацию разными каналами. Существуют три основных типа восприятия: аудиалы, визуалы и кинестетики. Почему важно иметь представление о своем типе и типе людей, с которыми коммуницируешь – находишься в тесном общении?
Здесь я приведу цитату из статьи в интернете. Описание типов, приведенное в ней мне понравилось больше всего. После ознакомления с описанием типов станет понятен ответ на вышезаданный вопрос.
1. Аудиал – это человек, основная информация для которого поступает через слуховой сенсорный канал. При этом сама аудиальная репрезентативная система имеет 2 направления восприятия:
а) аудиально-тональ
б) аудиально-дигита
Аудиалы имеют плохую зрительную память на лица, но хорошо узнают человека по голосу. Ярко выраженный аудиал во время очень серьёзного разговора может даже закрыть глаза, чтобы «лишний» канал информации не распылял его внимания. Аудиал в своей речи гораздо чаще употребляет слова, связанные с его доминирующей системой восприятия: «я слышал, что…», «звучит достаточно странно…» и т.д. Аудиалы в своём большинстве достаточно разговорчивы, хотя есть и исключения. Речь аудиала достаточно разнообразна и эмоционально насыщена, свои мысли чувства они предпочитают выразить с помощью звуков (слова, восклицания, крики). Аудиалы обычно любят музыку и неплохо разбираются в ней, часто во время своих раздумий или выполнении каких-то действий напевают что-то вслух. Среди категории аудиалов вообще достаточно много композиторов, музыкантов и других профессий, связанных с музыкой.
2. Визуал – человек, воспринимающий основной объём информации через зрительный канал. Здесь тоже выделяют различные формы визуального восприятия: цветовая гамма, образ картинки в целом, образ логических символов (цифры, слова и т.д.). Визуал во время разговора, как правило, много жестикулирует, пытаясь тем самым передать свою мысль или чувства с помощью создаваемых им изображений. Во время прослушивания серьёзной для себя информации визуалы, как и аудиалы, также могут не смотреть на собеседника, однако, в отличие от первых, глаза не закрывают, а могут что-то рисовать или писать, создавая таким способом своё восприятие услышанного. Визуалы имеют хорошую зрительную память на лица, легко узнают людей, которых могли видеть очень давно. В своей речи визуал чаще употребляет слова и фразы, связанные с его основной сенсорной системой: «мне кажется, что…», «это выглядит как-то…», «это очевидно…» и т.д. Визуалы любят наблюдать (в т.ч. за людьми), созерцать природу, из них могут получиться хорошие художники. Визуала можно узнать по его поведению, когда его взгляд постоянно пытается найти себе «занятие», что-то поймать в поле своего зрения (даже если этот предмет и не представляет для него особого интереса).
3. Кинестетик – человек, у которого информация лучше всего воспринимается через тактильные ощущения. Наша кожа является самым большим органом, имеющим множество дифференцированн
Иногда выделяют четвёртый тип восприятия в отдельную категорию – дигитал (или дискретный тип). Это тип подразумевает анализ всех остальных систем восприятия и на основе их идёт общая картина информации. Считать этот тип восприятия первичным тоже нельзя, так как он подразумевает некоторую обработку полученной другими системами информации, а также логическое осмысление, однако учитывать такой тип восприятия, как «дигитал» всё-таки нужно.
Поскольку нет чистых типов восприятия (за исключением серьёзных анатомических или физиологических патологий) и все наши сенсорные системы работают содружественно (хотя и есть доминирующая система), зачастую возникают межсистемные связи в ощущениях. Например, есть такое понятие, как «холодные» или «тёплые» цвета. Человек, смотрящий на «холодные» цвета, ощущает температуру окружающей среды ниже на 3-5 градусов. Это явление используют в помещениях с постоянно повышенной температурой (красят стены «холодными красками в литейных цехах, машинных отделениях и т.д.). Здесь прослеживается связь между зрительной и тактильной системами восприятия. Другой пример – люди в темноте говорят гораздо тише (без видимой на то причины), чем при нормальном или ярком освещении. Здесь идёт синергия слуховой и зрительной систем человека. Ещё один пример этого типа – «цветной» слух композиторов Скрябина и Римского-Корсако
Что мы видим?
- Если аудиал говорит с визуалом или кинестетиком, используя только ему присущие инструменты, то он рискует быть не до конца понятым. Иными словами : визуалу надо расписать все в красках, а кинестетик должен удобно сидеть в то время, когда ему что-то вещают.
- Если Вы не визуал, то в сеансе трудно сразу ожидать появления ярких картинок. Но зато можно сделать упор на ваш канал восприятия с помощью вопросов: что ты слышишь? Или что ты чувствуешь?
Это очень важно, поскольку через такие вопросы постепенно раскачивается полное восприятие. Приходит и видение и чувствование.
Обязательно пройдите тест на определение канала восприятия и тогда не придется страдать и разочаровываться от того, что не все сразу получается увидеть. Опыт занятий показывает, что через ощущения приходят и картинки, надо только немного поупражняться в этом.