Несколько слов о БАБЕ ЯГЕ
Ба — рожавшая женщина.
БаБа – мать рожавшей женщины, старейшая в роду.
По одним версиям «Яга!» – крик концентрации энергии.
По другим — Яга — искаженное Яхве, бог-отец, то есть БаБа Яга — Праматерь бога.
Баба Яга – главная матерь, имеет связь с потусторонним миром – навью (эту связь символизируют распущенные волосы, что делали с покойницами). У нее так же КОСТЯНАЯ НОГА , то есть она на половину скелет, наполовину мертвая. Живет на краю леса, то есть пограничница (посредник) между миром яви и нави, миром телесным и бестелесным.
К ней приходят за советом, помощью, мудростью. Она провожает героя в ТРИДЕВЯТОЕ ЦАРСТВО — мир мертвых. Чтобы попасть туда герой вынужден временно «умереть для живых». Благодаря текстам сказок можно реконструировать и обрядовый, сакральный смысл действий героя, попадающего к Бабе-яге. В частности, В. Я. Пропп, исследовавший образ Бабы-яги на основе массы этнографического и мифологического материала, обращает внимание на очень важную, по его мнению, деталь. После узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мёртвых.
А, «требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет на неё право, что он „настоящий“. То есть пришелец через испытание едой доказывает Яге искренность своих побуждений и показывает, что он-то и есть действительный герой в отличие от лжегероя-самозванца. Обычно он сам просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами.
ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ
В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землёй на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги (ср. современное украинское «домовина» — гроб). Название „курьи ножки“, скорее всего, произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили такую „избу смерти“. А Баба-яга — умерший предок или жрица, руководившая обрядом кремации мёртвых. Она как бы живой мертвец, неподвижно лежащий и не видивщий пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых), но узнающий его по запаху.
У некоторых славянских народов был обычай (он сохранился и поныне в северных районах России): после смерти человека, пока душа еще не определилась, для нее делали домик и ставили на дерево. В домик помещали ритуальную куколку, клали подношения. У избушки был только вход для подношения от потомков.
СТУПА БАБЫ-ЯГИ
По версии С.Курячей – это колода, прообраз гроба; в таких колодах славяне хоронили покойников. Летит Баба Яга в ступе или на метле, т.к. мертвые не ходят, их носят, а душа летает.
МЕТЛА БАБЫ-ЯГИ
Гроб везли на санях и заметали след, что бы покойник не вернулся в мир яви. Этот обычай и сегодня сохранился в символике еловых веток на похоронах.
Во другой версии: ее метла — это длинная сучковатая палка. На сучки развешивались пучки лечебных трав «первая неотложная помощь», необходимых при целительстве. По призыву о помощи знахарка хватала эту палку и очень быстро бежала (летела на метле) к больному.
ПЕЧЬ
Печь в доме – символ матери, материнского лона. У ведунок был способ излечивать больное дитя – перепекать в печи. Для этого печь протапливали, больного ребенка оборачивали в раскатанное тесто и клали на хлебной лопате в неостывшую печь на некоторое время. Тесто предварительно заговаривали. Вытаскивали дитя, тесто обирали и отдавали собакам. Ребенок выздоравливал.
по материалам интернета