21 декабря — День зимнего солнцестояния, сегодня мы напоминаем, как наши предки отмечали этот праздник, откуда появился Дед Мороз и Санта-Клаус.
Празднование зимнего солнцестояния (21 декабря) и летнего солнцестояния (21 июня) являются самыми древними из всех ритуалов человечества. После зимнего солнцестояния — «рождения нового солнца», ко всеобщей радости, постепенно начинает удлиняться световой день и укорачиваться ночная темнота!
Зимнее солнцестояние в этом году состоится 21 декабря 23ч.03м. по Гринвичу (22 декабря 3ч. 03м. Москва).
Вспомним, что известно об этом празднике.
Для наших древнейших предков, земледельческих и скотоводческих племен, полностью зависевших от природы, зимнее возрождение солнца после дня солнцеворота было не рядовым, а весьма значительным событием для выживания рода.
Новый год (Солнцеворот и Святки) у древних славян
По преданиям, 20 декабря у древних славян было последним днем осени, а 21 декабря, в солнцеворот — день зимнего солнцестояния, начинался Колядень — первый месяц зимы и нового года.
В этот же день, в соответствии с природными ритмами, отмечали рождество Коляды, ипостаси одного из главных славянских богов Даждьбога (Дажбога, Дажьбога), воплощавшего Солнце.
Празднование Святок — Рождества и Нового года, наполненное весельем, вкусной едой и магическими ритуалами, растягивалось у древних славян на 21 день, помогая скоротать темную холодную зиму.
Считали, что на зимнее солнцестояние нарождается новое Солнце, бог Хорс. И в самую длинную ночь в году волки вывозят младенца на небо. Есть мнение, что слово Коляда это обозначение всего круглого отсюда и слова колесо, коловорот, колобок.
На Коляду пекли круглый хлеб, на котором старшая женщина в семье делала бороздки в виде косого креста. На стол клали солому, а сверху скатерть. Солома это для коней, которые по небу Солнце-Хорса возят.
В эти же дни проводился обряд обновления огня. Все гасили свои очаги, и волхвы трением или от кременя с кресалом добывали новый огонь, и зажигали большой костер. От него уже все разносили себе по домам новый огонь. Поджигали колесо и запускали его с какой-нибудь горошку — огненное колеса это тоже символ возрождающегося Солнца.
Молодежь, дети колядовали. Наряжались в маски, выворачивали тулупы наизнанку, бегали по домам пели колядки и просили в замен конфет, пирогов или денежку.
Каждому, кто оделял вкусняшками, колядовщики желали всяческих благ, благословляли его дом и семью.
Один из способов благославления хозяев это посыпание их зерном. Этим как бы призывали и хороший урожай на будущий год, и счастье в дом.
Сею, вею, повеваю,
Я пшеницей посыпаю,
С Новым годом поздравляю!
Сею, вею, повеваю,
Овёс, ячмень посыпаю,
Счастья, радости желаю!
Чтобы в поле уродило,
Чтобы в хлеву удвоило,
Чтобы детки подрастали,
Чтобы девок взамуж взяли!
Колядовщики олицетворяли нижний, Навий мир, и наделяя их пирогами люди как бы приносили жертвы духам и предкам. Считается, что не все наколядованное съедалось, какая-то часть всего добытого приносилась колядовщиками в жертвы предкам, Роду, Радуницам. В Белоруссии до сих пор известны колядки, где поют «Нас прислали Деды на блины». Деды — это предки. Ведь на эти дни приходятся и дни поминовения.
Кстати, если хозяева колядовщикам попадались жадные, то те могли и напакостить двору: ворота унести, забор поломать, ну и заодно пожелать кучу разных бед и напастей. Ведь они сейчас олицетворяли вредных духов Навьего мира, их задабривать надо, а не жадиться.
В Украине, Белоруссии, России празднование чуть отличались. В Украине вспоминали старшего брата Хорса — Овсеня (Авсеня), он прокладывал дорогу Солнцу-Хорсу. Выдвинутый на роль Овсеня обходил селение с козой, ему завали вопросы куда он идет, да что делает, и зачем.
— Овсень, куда едешь?
— Мосты мостить!
— Кому ездить?
— Коляде государю!
— На чём ему ездить?
— На солнечной свинке!
— Чем погонять? Поросёнком!
Кстати в Украине считалось, что Хорс приезжает на золотом поросенке или свинке с золотой щетинкой. И блюда из свинины были главными на столе в эти дни. Кстати, во многих деревнях сохранилась традиция «колоть свинью на Рождество». Возможно это идет от наших предков еще.
В первую полночь Коляденя жрецы приносили в жертву Коляде утку, поросенка и других животных; все это в качестве угощения присутствует на рождественских столах древних (и современных!) славян. На Святки наряжались в новую одежду и выставляли на столы лучшее угощение для собравшейся вместе семьи. Считалось, «как встретишь Новый год, так его и проведешь.
Дни Святок считались магическими. Люди гадали на будущее, пытаясь предугадать урожай, войны, свадьбы… Поминали умерших родственников, оставляли им угощение и разжигали костры. Переодевались (рядились) в шкуры реальных и мифических животных, нечистой силы, а также примеряли одежду (и роли) других людей и людей противоположенного пола. Особенной властью наделялись в это время темные силы, которые, по поверьям, подступали особенно близко к миру живых. Заметно, что рождественские ритуалы славян очень похожи на ритуалы празднования Самайна у древних кельтов и на празднование Йоля у германцев.
Йоль — Новый год у германских племен
Йоль (Yule, Yuletide) — древнегерманское празднование зимнего солнцестояния и встречи Нового года. Как и древние славяне, жители центральной и северной Европы во время зимнего солнцестояния производили символические действия с огнем.
Большое бревно (yule), специально заготовленное заранее, воспламеняли с помощью углей, оставшихся от такого же бревна прошлогоднего солнцестояния, и медленно сжигали в течение 12 дней. Оставшиеся угли собирали и бережно хранили до следующего года («сохранение огня»), часть из них смешивали с семенами для посева, чтобы придать земле силу родившегося Солнца.
Огонь присутствовал в виде свечей, которыми украшали жилища и деревья вокруг дома, призывая добрых духов — усопших предков, оберегающих своих живущих на земле родственников. Отголоски этого старинного обряда — популярные сегодня гирлянды из огней и свечи, которыми мы украшаем наши дома на Рождество и Новый год. Вечнозеленые растения, без которых и сегодня не обходятся зимние праздники (остролист, плющ, омела и сама рождественская елка) символизируют вечную жизнь и напоминают о том, что холод и темнота зимы обязательно уступят место весеннему теплу и зелени.
Дед Мороз — воплощение древнейшего архетипа. Так видели своего Папашу Рождество британцы викторианского периода. Mary Evans Picture LibraryРождество в семье Королевы Виктории и принца Альберта. Старинное изображение
Дед Мороз, Папаша Рождество, Санта Клаус…
Архетип Деда Мороза (Папаши Рождества, Санта Клауса и других его «коллег» в разных странах) является одним из самых древних в мире. В своей статье «Новый год: символика современного ритуала» филолог, мифолог и писательница Александра Баркова анализирует феномен образа Деда Мороза. Его имя содержит две важнейших характеристики – он стар и связан со стихией холода. Перед нами одна из ипостасей владыки Нижнего мира, мира смерти. Но что такое мир смерти для архаически мыслящего человека?
Это не ад, обрисованный в христианской литературе, и не инфернальный кошмар, размноженный американским кино. Мир смерти – это обитель ушедших родственников, с которыми архаический человек находился в регулярных и регламентированных контактах: он «кормил» предков, принося им поминальную еду, они же магическим образом обеспечивали его благополучие, урожай, обильный приплод скота. Владыка мира смерти властен над несметными богатствами (которые он может выпустить в мир живых), властен над временем, властен над мудростью
… В образе Деда Мороза эти черты сохранились достаточно хорошо: он приносит подарки, он является овеществленным временем наступления нового года. … дети понимают, что его изображение под елкой – это не он сам; стало быть, фигура под елкой, необходимая для прихода в дом иномирного владыки, является ни чем иным, как аналогом языческого идола.
В современных рождественских и новогодних традициях легко угадываются древнейшие ритуалы европейских народов, хотя подчас их смысл стерся или видоизменился за столетия христианства. Сегодняшнее Рождество, отмечаемое 25 декабря, после зимнего солнцестояния (в России с 1918 года — 7 января) — вовсе не случайность. Рождение Иисуса Христа, не привязанное к определенной дате в Библии, изначально отмечалась весной, а впоследствии было перенесено церковью на зимнее солнцестояние. Из-за невозможности «отменить» повсеместно распространенные и наполненные глубинным смыслом «рождения нового солнца» языческие праздники, церковь была вынуждена назначить на это время одну из самых важных для христиан дат.
Сегодняшние европейцы — христиане, атеисты и агностики, а также вольные или невольные последователи нью-эйдж — все мы с радостью справляем Рождество и Новый год, изобилующие языческой и христианской сакральной символикой. Заворачивая праздничные подарки, украшая дом, подписывая открытки, наряжая елку, приглашая гостей, готовя праздничную еду и усаживаясь за стол, давайте будем с благодарностью помнить о богатстве доставшихся нам традиций.
Традиционный для прошлого религиозный смысл Рождества в современном мире все больше подменяется светским, семейным. Однако, несмотря на тотальную коммерциализацию зимних праздников, они по-прежнему наполнены смыслом единения.
Современное Рождество – это тепло и уют украшенного к праздникам дома, радость встречи с родственниками и друзьями, традиционная и обильная рождественская еда, подарки под наряженной елкой для всех членов собравшейся компании, детский смех и веселье. Праздничное и теплое время в кругу самых дорогих людей.
Будьте счастливы и проведите праздники тепло и радостно в кругу своих любимых!
Женский Круг Силы состоится 21 декабря в Петербурге
подробнее об этом здесь