Великие посвященные человечества
Джордано Бруно –
великий итальянский философ, писатель, поэт.
Джордано Бруно родился в 1548 году в г.Нола близ Неаполя в семье бедного дворянина. Его выдающиеся умственные способности проявились с самого раннего возраста. Пробовал даже писать стихи. Для полноценного образования, однако, не было денег, и 15.6.1565 Бруно стал послушником доминиканского монастыря в Неаполе, в котором была огромная библиотека и всячески поощрялось самообразование.
Помимо богословия, Джордано изучал латинский, греческий и древнееврейский языки, логику и естественные науки. Он прославился феноменальной памятью — его даже возили показать папе римскому.
Жизнь Бруно в монастыре Святого Доминика была заполнена самообразованием.
Мировоззрение его складывалось под непосредственным влиянием борьбы нового прогрессивного естествознания со старыми догмами. Это была так называемая эпоха Возрождения. Глубокая ломка феодальных отношений и замена их буржуазными сопровождалась одним из величайших переворотов в естествознании. Гелиоцентрическая система мира великого учёного Коперника нанесла сокрушительный удар по господствовавшей до того под покровительством церкви геоцентрической системе Птолемея.
Познакомившись с книгой Коперника по видимому ещё в монастыре в Неаполе, Бруно стал убеждённым сторонником его учения.
Обвинённый в ереси в 1575г. он отказался от монашества, оставив свой орден и бежал в Рим. Узнав о начавшемся против него процессе, переселился на север Италии, откуда после трёхлетних скитаний переехал в Швейцарию, где за резкую критику кальвинистов попал в тюрьму.
По освобождении в 1579г. уехал во Францию, где читал лекции сначала в Тулузском, затем в Парижском университете (Сорбонне). В 1583г. Бруно переселился в Англию, где выступил против общепринятой космогонии Аристотеля Птолемея.
В результате конфликта переселился в Лондон, где издал в 1584г. свои сочинения : «О причине, начале и едином», «Пир на пепле», и «О бесконечности , вселенной и мирах».
В 1585г. Бруно переселился в Германию и в течение пяти лет странствовал по городам Германии, выступая с изложением своего мировоззрения. За выявление невежества «ученых» его почти отовсюду вскоре изгоняли, но он успевал посеять зерна чистого разума.
«И так как в мире идет постоянная война между светом и тьмой, между наукой и невежеством, то повсюду я подвергался ненависти, брани и оскорблениям, даже не без опасности для жизни… и смог преодолеть их лишь с помощью истины и под водительством божественного света».
Что касается церковной религии, Дж. Б. расценивал ее как безнадежно сгнившую, а реформацию церкви — как бесполезные попытки ставить заплаты на гнилую одежду. Как бывший апостол Павел, он имел полное право оценить состояние церкви, но та не ведала, что творит, и сожгла своего отца — основателя христианской церкви.
В 1590г. во Франкфурте-на-Майне Дж.Бруно занялся изданием своих трудов. В это время им были написаны и изданы в 1591 г. следующие сочинения: «О трояком, наименьшем и о мере», «О монаде, числе и фигуре», «О неизмеримом и неисчислимых».
Развивая учение Коперника, Бруно с необыкновенной прозорливостью, страстностью и убеждённостью учил о бесконечности вселенной и бесчисленности миров.
Он показал, что существует бесконечное число тел, подобных нашему Солнцу, из которых ни одно не находится в центре вселенной, ибо «вселенная не имеет предела и края, но безмерна и бесконечна». Бруно учил, что материя неуничтожаема; все тела вселенной находятся в непрерывном движении и изменении.
Он предвидел открытие неизвестных в его время планет в пределах нашей солнечной системы. В сочинении «О неизмеримом и неисчислимых» Бруно высказал догадку о вращении Солнца и Звёзд вокруг оси. Бруно высказывал также мысли об обитаемости других миров, утверждая, что природа это бог в вещах. Он отстаивал понятие «мировой души» и всеобщую одушевлённость природы.
Учение Бруно оказало большое влияние на дальнейшее развитие философии и естественных наук. Развивая теорию познания Бруно наметил четыре степени приближения к Истине: чувство, разум, интеллект , и чувствознание. Ссылаясь на Гераклита Бруно учил о непрерывном потоке развития вселенной , в котором совпадают противоположности.
В тесной связи с этим находится также его учение о минимуме. «Наименьшее» — минимум является субстанцией всех вещей. В философии это монада, в физике атом, в математике точка. В книге «О причине, начале и едином» Бруно связывает учение о минимуме с учением о бесконечности вселенной. Раз вселенная бесконечна, значит центр её находится повсюду, минимум совпадает с максимумом.
Кроме философских работ у Бруно были и сатирические памфлеты: «Изгнание торжествующего зверя», «Подсвечник», «Тайна Пегаса», резко обличающие и высмеивающие церковь.
В идеях Джордано Бруно легко узнать нынешнее Учение о Божественном Огне и Космическом Разуме.
Видя гармонию, красоту, порядок в соотношениях частей мира, Бруно делает вывод: «Едино тело вселенского существа, един порядок и едино правление, едино начало и един конец».
Связующее материальный мир начало — «душа мира», мировой ум, дух, «внутренний художник», который «наполняет все, освещает Вселенную и побуждает природу производить как следует свои виды».
«Природа есть сам Бог, или божественное могущество, проявляющееся в вещах». «Природа… свободно творит из себя, подобно огню, который сияет и сжигает, подобно свету, свободно несущемуся в пространстве».
«Бог — универсальная субстанция». «Дух — тончайшая телесная субстанция». Таким образом, Вселенная едина по субстанции, из которой возникают разные формы, являющие гармоничное единство в разнообразии. Причем «разнообразие и противоположности не препятствуют высшему благу целого» — таким образом, и о великом принципе вмещения противоположностей он еще тогда сказал.
В ряде своих книг по логике Дж. Бруно показал, что противоречащие внешне суждения могут быть равно истинны. Такими рассуждениями можно освободиться от все разделяющей (и властвующей тем самым) тьмы.
Из великих идей Бруно можно выделить, как вызвавшее наибольшую революцию в мировоззрении человечества, его учение, говоря терминами Агни-Йоги, о Беспредельности Вселенной и Дальних Мирах.
«Я полагаю Вселенную бесконечной, то есть созданием бесконечного божественного могущества. Ибо я считаю недостойным божественной благости и могущества, чтобы Бог, обладая способностью создать помимо этого мира другой и другие бесконечные миры, создал конечный мир. Таким образом, я заявляю, что существуют бесконечные миры, подобные миру земли».
Он смог преодолеть двухтысячелетний гипноз отвергшего лучшие греческие достижения и выбранного за образец темным Средневековьем Аристотеля (и тех, кто за ним и за него стоял) и дал человечеству образ Вселенной не сосредоточенной вокруг Земли и замкнутой, а как бесконечного числа солнечных систем с планетами, на которых есть жизнь и даже разум, в самых разных формах. Предпосылки к такому выводу были у Пифагора и Платона, но первым провозгласил это публично Дж. Б.
Конечно, надо иметь в виду и его знание в духе, как Махатмы, о реальности. Насколько сознательно он пользовался ясновидением и иеровдохновением, свидетельств нет, но признаки его посвященности очевидны: кроме уже упомянутых его знаний истины, он, например, признавал перевоплощения и описывал уровни психофизики схоже с теософской семеричной схемой.
В последние годы интересовался астрологией и «естественной магией», что на самом деле означало нынешние естественные науки плюс элементы алхимии: понятие о стихиях и т.п.
В 1592г. Бруно принял приглашение приехать в Венецию для обучения мнемонике и философии венецианского патриция Могениго, который предательски передал его в руки инквизиции 23.5.1592г. Подвергнутый восьмилетнему тюремному заключению и обвинённый римской инквизицией в ереси, Бруно мужественно и стойко отстаивал свои убеждения. Все усилия судей выудить у него отказ от своего учения ни к чему не привели.
Джордано Бруно был приговорён к смертной казни и сожжён на костре на Площади Цветов в Риме в 1600г. Во время казни произошло крупное землетрясение.